Школьные локальные акты, регламентирующие психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ:
- Положение о службе психолого-педагогического сопровождения
- Положение МОАУ СОШ № 3 г. Нефтекамск о психолого-педагогическом консилиуме
- Приказ об организации психолого-педагогического консилиума
- План работы психолого-педагогического консилиума на 2023-2024 учебный год
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательной деятельности на всех уровнях общего образования в МОАУ СОШ № 3
Состав службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в 2021-2022 учебном году
Педагог-психолог проводит психологическую диагностику; осуществляет коррекционную работу; консультирует родителей и учителей; осуществляет психологическое просвещение и профилактиу. В ходе коррекционных занятий педагог-психолог может скорректировать особенности поведения, коммуникации, эмоциональной сферы. Часто эти занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).
Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в образовательной организации. Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни; выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку. Социальный педагог взаимодействует с участниками образовательного пространства, специалистами социальных служб, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся; участвует в реализации различных форм методической работы; обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.
Учитель-логопед осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями; разрабатывает индивидуальные образовательные программы; отслеживает динамику развития обучающегося (мониторинг речевого развития каждого ребенка); оценивает успешность обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости вносит необходимые коррективы; оказывает помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения; проводит индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия; консультирует родителей.
Учитель-дефектолог осуществляет коррекцию имеющихся у ребенка отклонений в развитии. Прежде всего, специалист проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога, он акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, когнитивной сфере, особенностях эмоционально-волевой сферы и других особенностях.
Тьютор формирует доверительные насыщенные отношения с подопечным, следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку; следит за организацией рабочего пространства ученика; соотносит задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Обсуждает с учителем цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка. Рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей.