Среда, 16.10.2019, 20:23
Приветствую Вас Гость | RSS

МОАУ СОШ № 3 г.Нефтекамска РБ

Меню сайта
Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Адрес веб-сайта:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:

Полезные ссылки
Наш опрос
Вы уже определились с выбором будущей профессии?
Всего ответов: 113
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Приемы развития творчества у детей

 В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога, родителя к инициативе ребенка. К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1). В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности. 

Таблица 1.

Данные детей по показателям креативности в России и США (Гатанов Ю. О пользе старого дивана, или как развивать креативность. /Газ. "Школ. психолог”, 1999, №4 январь, с. 8-9)

Страна

Возраст

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Россия

6 - 8 лет

51,4

26,4

25,0

США

7 лет

34,1

16,4

12,9

Россия

11 - 12 лет

47,7

21,8

21,8

США

12 лет

71,0

32,3

41,9

Россия

15 - 17 лет

36,3

20,7

25,8

США

16 лет

82,0

37,6

56,1

В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе мало программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной, последние пять лет широко распространяются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).

В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

Как же родители и педагоги могут развивать креативность (творческость) ребенка?

  1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
  2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
  3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была "глупой” или "неправильной” - не подавлять ее своим "правильным” отношением и мнением;
  4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
  5. безоценочность в отношении к детскому творчеству то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
  6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то "не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
  7. творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
  8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
  9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
  10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
  11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
  12. для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические "творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.

 

Версия для слабовидящих

Вход на сайт
Памятные даты

100 лучших школ

Награды сайта



Сайты учителей














Поиск
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Copyright MyCorp © 2019