В организации работы детей в кружке, в школе или дома психологически существенным является отношение педагога, родителя к инициативе ребенка. К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у наших школьников (таблица 1). В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности.
Таблица 1.
Данные детей по показателям креативности в России и США (Гатанов Ю. О пользе старого дивана, или как развивать креативность. /Газ. "Школ. психолог”, 1999, №4 январь, с. 8-9)
Страна |
Возраст |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Россия |
6 - 8 лет |
51,4 |
26,4 |
25,0 |
США |
7 лет |
34,1 |
16,4 |
12,9 |
Россия |
11 - 12 лет |
47,7 |
21,8 |
21,8 |
США |
12 лет |
71,0 |
32,3 |
41,9 |
Россия |
15 - 17 лет |
36,3 |
20,7 |
25,8 |
США |
16 лет |
82,0 |
37,6 |
56,1 |
В первую очередь это связано с тем, что наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе мало программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной, последние пять лет широко распространяются такие программы. Педагог нашей обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования, хотя и здесь есть свои формальные препоны (чисто бюрократическое требование определенной численности детей в кружке, и др.).
В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.
Как же родители и педагоги могут развивать креативность (творческость) ребенка?
-
поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
-
не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
-
уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была "глупой” или "неправильной” - не подавлять ее своим "правильным” отношением и мнением;
-
предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
-
безоценочность в отношении к детскому творчеству то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
-
не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то "не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
-
творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
-
не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
-
больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
-
развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
-
поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
-
для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические "творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.