Школьный дневник всегда был способом информации родителей об успеваемости их ребенка в школе. Но чаще всего дневник является причиной отрицательных эмоций как для самого школьника, так и для родителей. По мнению автора, если школьный дневник будет содержать меньше замечаний и больше доброжелательных записей, то его воспитательный эффект станет намного выше.
Школьный дневник. Каждый день в каждой школе нашей необъятной родины кто-то с содроганием достает его из портфеля и, опустив глаза долу, несет учителю для замечания или для очередной двойки. Вы скажете: что же, других оценок, что ли, не ставят? Ставят, но чаще всего учитель вспоминает о существовании дневника именно тогда, когда хочет записать замечание и выставить «неуд».
Интересный это документ — дневник! Сколько про него придумано анекдотов, сколько комичных случаев, связанных с дневником, могут рассказать учителя, родители и сами дети.
А что, собственно, думают о дневнике дети? Конечно, дневник нужен, потому что в него удобно записывать домашние задания, объявления. Об этом говорят все, но на вопрос, «зачем школьнику дневник?», многие отвечают: «Школьный дневник нужен для оценок и замечаний», «Чтобы учителя писали замечания, а родители ругали учеников». А мнение подавляющего большинства школьников: «Хорошо, если бы их вовсе не было!»
А что же на самом деле представляет собой этот документ? Может ли дневник стать для всех другом, помощником, добрым орудием воспитания?
Вспоминаю свой дневник. Как было интересно его вести! Мы не могли не записывать домашних заданий, не могли забыть его дома, потому что каждый день в дневнике на полях, на том месте, где нет отметок, появлялись рисунки, призывы, лозунги. Вы спросите, какие призывы и лозунги? Ах, вы просто не жили в шестидесятых годах прошлого века! Все наши молодые сердца были на Кубе, во Вьетнаме. Так уж нас воспитывали, что мы больше переживали за события в мире, нежели в своем Отечестве, где, в этом не было ни малейшего сомнения, все шло как надо. Но я не об этом. А о том, что дневники проверяли классные руководители, в дневники ставили оценки учителя-предметники, дневники проверялись администрацией, но никто никогда не сделал нам ни одного замечания. Вот я и думаю: может быть, есть способ сделать дневник не карательным инструментом (он чаще всего несет такую функцию), а добрым документом-помощником?
Мы часто говорим детям, что дневник — это документ. Но давайте порассуждаем. К документу относятся бережно, его хранят, его достают из потаенного места только в случае необходимости, его нельзя потерять. К дневнику-документу это не очень как-то относится. Тогда стоит выработать другое отношение к этому атрибуту школьника.
Мы привыкли детям говорить, что дневник — это зеркало ученика. В этом есть львиная доля правды. Если ученик хорошо учится, опрятно одет, дисциплинирован, собран, аккуратен во всем — у него и дневник будет идеален. (Ну, может быть, за редким исключением). Если ребенка с детства (вернее, с рождения) не приучили к аккуратности, к опрятности, дисциплинированности, то как вы думаете, какой у него будет дневник?
Вот и получается, что мы требуем то, чего многие заведомо не выполнят. Тогда зачем тратить время, здоровье, нервы на увещевания, уговоры, а порой даже на угрозы? Думаете, замечания «не выучил урок», «плохо себя вел», «сбежал с урока», «нагрубил учителю» и т.д. чему-то учат, воспитывают? Нет, нет и нет! Такие замечания чаще всего выполняют функцию устрашения. Что же делать? Надо искать выход. Давайте помечтаем.
А что, если на каждом уроке мы будем задавать вопрос (по теме, конечно) высокой сложности, такой вопрос, чтобы на него смогли ответить один-два ученика. Вы спросите, а зачем? Во-первых, это очень хороший способ «тянуть мысль» учеников, а если грамотнее, то это еще один из приемов «выхода в образовательное пространство». Во-вторых, у учителя есть возможность за очень сложный вопрос поощрить ученика и поставить в дневнике «6», да, да, не «5», а «6»! А почему бы и нет? Вы знаете, с какой гордостью школьник подает дневник! А в журнал ставьте привычную «5». Пусть дети коллекционируют свои «шестерки».
В связи с этим вспоминается урок математики, который проводила молодая учительница Екатерина Александровна Рзянина. Она объясняла новый материал, а на этапе первичной проверки понимания нового материала вызвала к доске очень слабого ученика. Он сам поднял руку, хотелось ему показать всему классу свои знания. На уроке присутствовали завуч, учителя и классный руководитель этих детей. Классный руководитель ахнула, когда услышала, кого Екатерина Александровна вызывает к доске. А ученик вышел да и выполнил задание! Екатерина Александровна объявила классу: «Шесть!» Надо было видеть поступь, не походку, а именно поступь ученика до парты! Он взял дневник и с чрезвычайно важным лицом понес его учителю. Кто знает, может быть, никогда он больше в жизни не получит отличной оценки, но эту «шестерку» будет помнить всегда! Я в этом уверена.
А что если в дневнике в сентябре месяце на целый год расписать дни рождения мамы, папы, сестер, братьев, дорогих и близких сердцу людей? Получится подобие календаря «знаменательных дат». Учитель, открывая дневник, всегда сможет вклеить поздравительную заготовку, вписав имя именинника. Уверяю, ваше внимание будет оценено по достоинству.
А что если взять за правило записывать в дневник как можно чаще не замечания, а пожелания, советы, благодарности?
Вот пример из моей практики: был у меня в четвертом классе ученик, который очень плохо читал. Все дети уже давно читали по 120-160 слов в минуту, а он еле-еле 30. И вот на одном из уроков чтения наблюдаю такую картину: Игорь читает, старается изо всех сил, и читает неплохо, а его соседка Танечка Королева гладит его по голове, подбадривает, успокаивает.
После урока в дневнике у Игоря появилась надпись: «Дорогие родители, я поздравляю вас с успехом сына, он сегодня читал очень хорошо. Это победа». А у Танечки Королевой в дневнике я записала: «Елена Константиновна, у Вашей дочери очень доброе сердце. Спасибо».
А можно выразить сожаление, к примеру: «Ванечка, я очень хотела порадоваться вместе с тобой твоим успехам за первый триместр, но выставить оценки не могу — дневник не заполнен».
Не секрет, что замечания учителей чаще всего выглядят комично, а иногда «работают» против учителя. Вспоминается случай, рассказанный учительницей начальной школы. В дневнике ученика она сделала запись: «Уважаемый Виктор Петрович! Ваш Володя сегодня плохо вел себя на уроке». На следующий день в дневнике появилась (очень справедливая!) запись: «А что в это время делали Вы, Наталия Николаевна?» Молодец папа! А у Наталии Николаевны на всю оставшуюся жизнь отпало желание записывать замечания в дневник.
Еще один пример. Ученица пятого класса гимназии все свои оценки в дневнике закрашивает разными цветами. Так сказать, своеобразно классифицирует: «3» — одним цветом, «4» — другим, «5» — третьим. Учитель ей пишет замечания: «Не разрисовывай оценки». Проходит неделя. Появляется та же запись: «Не разрисовывай оценки!» Проходит еще неделя, другая, третья... и каждый раз мы видим одну и ту же запись: «Не разрисовывай оценки!!!». А она разрисовывает! И что делать? Может быть, разрешить? Так ли уж страшно, преступно увидеть в дневнике оценку в аккуратном цветном квадратике?
А что если выработать вместе с учениками критерии по оценке «Лучшего ученика» месяца, триместра? Главным в критериях должен быть Человек. Не его оценки (хотя и это не надо сбрасывать со счетов), а его отношение к окружающему миру. Тут уж и детям, и классному руководителю, и родителям (всем вместе) надо потрудиться. А то как же вы узнаете, какой он Человек? Очень интересная работа. Каждый ребенок будет ждать, за что ему в конце месяца достанется звание «Лучший». У вас в классе 30 человек? Сколько может быть «Лучших»? Может случиться так, что все! Не скупитесь на добрые слова, похвалу. Но такое надо делать не часто, чтобы не пропал элемент загадочности, неожиданности.
А от бесполезных нотаций и бестолковых замечаний вовсе откажитесь!
Есть у С. Соловейчика очень интересная мысль: «Дети, которым не делаются замечания, вырастают очень совестливыми детьми». Сделать замечание просто, а вот придумать что-то заменяющее его очень трудно. А кто сказал, что воспитание детей — легкое дело?
Попробуйте работать с дневником ученика по-другому, у вас появится желание сделать приятное ребенку, вы ощутите радость в душе — и как-то само собой появится и время.
Я, конечно же, не претендую на внедрение всех моих предложений. Я всего лишь надеюсь, что мое «рацпредложение» сделает работу учителя с дневником ученика более осмысленной и радостной.